Умение разговаривать с клиентом это уже 50% вашего успеха в работе. У меня был случай, когда заказчик обратился ко мне с дизайном, как ни странно, он жаловался на прошлого фрилансера, якобы он все сделал плохо и он ужасный дизайнер. я клиента выслушал, внес некоторые рациональные конструктивные комментарии по ситуации.

В итоге мы поработали, дизайн заказчику очень понравился. Я бы не сказал что стилистически работа сильно отличалась от прошлой, там было другие цвета и шрифты, чуть по-другому стояли блоки, но все это создавало другое впечатление для клиента. Я просто хорошо понял чего хочет клиент.

В ходе работы я придерживался простых правил, о 3х главных я написал ниже.

1. Обращайтесь на “вы”

respect-man

Бывает что заказчик предлагает сразу перейти на “ты”, для поддержания дружеской атмосферы. В таком случае вы можете написать:

“Не привык с клиентами говорить на ты”.

Как правило, этого хватает, никто не будет настаивать дальше. Я никогда не обращаюсь на ты к клиенту, меня всегда ставило в ступор, представляя процесс обсуждения правок на “ты”:

— Ты выбрал цвет морской волны. Давай поменяем на другой.
— Но ты указал его в брифе. И цвет морской волны лучше всего подходит для медицинской тематики, он успокаивающий, хоть и холодный.

Разговор на “вы” более уважительный, рациональный и конструктивный. Вы сохраняете деловой контакт, направленный на достижение результата.

Разговор на “ты” не уважительный (к незнакомому человеку это даже некоторая фамильярность) и эмоциональный. Вы начинаете вести переговоры как с другом, но ведь ваш заказчик вам не друг, то что друг воспримет хорошо, то ваш клиент может совсем не понять. Если решили на ты обращаться, то не перегибайте палку, помните, что перед вами заказчик.

2. Узнавайте подробности

curious2

На этапе составления ТЗ/брифа рекомендую спрашивать не только стандартные вопросы (какой сайт? Какие цвета? И так далее), но и все что вам не понятно. Абсолютно все. Возможно, вопросы будут слегка глупые, но если ответ на них облегчит или даст более конкретную картинку на проект, то смело спрашивайте.

Не поленитесь и спросите как работает их бизнес, откуда приходят клиенты. Если есть коллцентр, то полезно у работников спросить что беспокоит клиентов, какие вопросы задают.

К сожалению, не все заказчики вам на все ответят. Не все понимают что все эти вопросы важны. Доверие не всегда максимальное, особенно на фрилансе. Тут важно чтобы и заказчик и исполнитель понимали что, они работают на одной стороне, они не конкуренты.

Резюмируя, ваша цель — получить максимум ответов.

3. Аргументируйте

formulas

Это относится больше к этапу правок. Очень часто заказчик относится к этапу правок не как возможность понять что было сделано и почему, а как приглашение проверить свои навыки в дизайне. Ваша цель — максимально аргументировать принимаемые решения. Ни в коем случае на каждую правку не писать “ок, поправим”. Возможно кому то и нужна кисточка для дизайна в вашем лице, но вы же не к этому стремитесь, правда?

И представьте, если в итоге вы составите впечатление дизайнера, который вообще не ведет проект, ему некомпетентные люди пишут правки, а он их выполняет. Оговорюсь, да, ваш заказчик лучше знает свою целевую аудиторию, мы это и уточняем в брифе, но он не дизайнер, поэтому он к вам и обратился.

— Давайте сделаем текст курсивом.
— Курсив хуже читается, если сделаем его курсивом, то наверняка все будут его пропускать. Если делать курсивом, то небольшие текстовые блоки, которые являются третьестепенными по важности.
— Хорошо, вы дизайнер, вам виднее.

Конечно, если заказчик настаивает (“сделайте зеленый текст, я так хочу, я понял что читать будет тяжело, но я так хочу”), то у вас нет выбора, делайте как пишет клиент.

Правке на 10й, как правило, в таком случае у исполнителя быстро теряется мотивация и проект ему становится не интересен, дизайнер просто выполняет желания заказчика. Все мы люди, так будет у всех, просто кого то хватит на больше, кого то на меньше.

Обговаривайте количество итераций правок до проекта. Чтобы не было истории “вы нам правите, пока нам не понравится, хоть всю жизнь это делайте”

Резюмируя

Это достаточно важные 3 правила. Советую взять на вооружение, если вы не всем из них следуете. Так вы повысите и свою компетентность в глазах адекватных заказчиков.

Тема адекватности отдельная и даже смешная, думаю что напишу про нее отдельно.